
В эту среду, 6 октября 2021 года, в 12:00 в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню психического здоровья, в конференц-зале поликлиники №1 им. Кирова на Гагарина, социальным психологом Ульяновской областной психиатрической больницы имени В.А. Копосова — Коптевой Светланой Викторовной была проведена лекция на тему «Эмоциональное выгорание». На лекции были рассмотрены вопросы: определение и причины эмоционального выгорания; симптомы и стадии развития; профилактика и способы коррекции состояния эмоционального выгорания. Слушатели с интересом следили за ходом лекции, участвовали в дискуссии и обучались техникам саморегуляции.




Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:
- Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
- Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
- Неприязнь к своей работе и к себе.
В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:
- огромная физическая и психологическая нагрузка;
- неизлечимые болезни и смерть пациентов;
- давление пациентов и их родственников;
- личное отношение к смерти;
- невысокая заработная плата;
- неудовлетворительные условия труда;
- неоднозначные требования к работе;
- риск выговоров и штрафов;
- физические перегрузки (отсутствие отпуска и полноценных выходных).
Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:
- недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу;
- жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки;
- монотонность работы;
- большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения;
- работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению — как следствие, идет неэффективность приложенных усилий медика;
- напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами;
- отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста;
- осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.
Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:
- Медицинский работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. В этом моменте кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
- Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
- Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Медицинский работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.
Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».
Профилактика
Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.
Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.
Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.
Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:
- правильное питание и здоровый образ жизни;
- наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
- наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
- способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
- разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
- адекватное принятие неудач; осознание, что врач – нужная профессия; стремление к достижению целей;
- принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
- отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
- повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
- наличие хобби; совместная работа с коллегами.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании?
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
- разнообразные физические упражнения;
- элементы спорта и спортивной подготовки;
- ходьба, бег, а также другие циклические упражнения и виды спорта;
- работа на тренажерах;
- хоротерапия;
- трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
- Телесные: массаж, мануальная терапия (лечебный метод массажа мышц, суставов и т.д.), физиотерапия;
- Психорегулирующие (психологические): аутотренировка (метод расслабления путём концентрации внимания на телесных ощущениях), мышечная релаксация.
Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.