«Цифровые каникулы» – в чем опасность современных гаджетов для детей и подростков?

Искристый снег, весело похрустывающий под лыжами, свежий морозный воздух, коньки, задорно режущие лед – такие ассоциации вызывают зимние каникулы у тех, кто давно закончил школу. Сегодняшние школьники нередко проводят каникулы дома за любимыми гаджетами. К чему могут привести такие «цифровые каникулы», нам рассказал детский врач-психиатр Ульяновской областной клинической психиатрической больницы им. В.А. Копосова Михаил Шевалдов.

Термин «игровая зависимость» в последнее время заменяют другим – «цифровая зависимость». Почему?

Действительно, 10 лет назад повсюду звучал термин «компьютерная зависимость» или «игромания». Но с развитием технологий, в частности интернета, это понятие устарело и требует расширения. В цифровой век компьютер и компьютерные игры перешли на второй план, уступив место мобильным гаджетам: смартфонам, переносным игровым приставкам, умным часам. А это значит, что компьютерная зависимость превратилась в цифровую. Само понятие определяется как: чрезмерное или неконтролируемое использование цифровой среды и (или) гаджета, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личных, социальных или профессиональных функций.

Использование интернета в современном мире стало необходимым. Где та граница, за которой заканчивается норма и начинается патология?

Гаджеты помогают получать уведомления и быть постоянно на связи, узнавать свежие новости, делиться своими фотографиями и впечатлениями. Интернет необходим, чтобы записаться на прием к врачу, оформить документы, заказать доставку вещей и продуктов. Границы нормы весьма размыты и меняются, поспевая за прогрессом. Для понятия «зависимость» остаются только крайние, максималистические и опасные проявления.

Что же лежит в основе развития цифровой зависимости?

В первую очередь – желание получать удовольствие и закрепление устойчивой рефлексогенной связи «стимул» – «удовольствие», неумение получать это удовольствие и положительные эмоции другими методами и занятиями. Для кого-то виртуальный мир является убежищем, т.е. человек сознательно избегает реальности, своего окружения, в котором могут быть какие-либо проблемы, трудности, неудовлетворенность жизнью, отсутствие признания или уважения. Для взрослых – это уход от рабочей рутины, бытовых проблем, метод развлечения без лишнего напряжения, риска и необходимости выбираться куда-либо из дома. Отдельной причиной психологи называют синдром упущенной выгоды – навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей.

Почему «цифровой зависимости» столь подвержены дети и подростки?

У детей и подростков нередко нет цели в жизни и определенного круга занятий. Негативные сопутствующие факторы: развод родителей, ссоры с ними, плохая успеваемость, отсутствие друзей и хобби, конфликты в классе, страх взять на себя ответственность, неумение управлять своим свободным временем.

Могут ли зависимости негативно влиять на здоровье, социальную активность человека?

Да, последствия зависимостей для здоровья человека:

  • Снижение зрения, слуха.
  • Болезни суставов и мышц.
  • Гастрит, геморрой, запор, нарушение аппетита.
  • Кожные болезни.
  • Развитие психологических и психических расстройств.
  • Дисбаланс эмоциональной сферы.

Цифровая зависимость может вызывать социальные проблемы:

  • Снижение самооценки, зависимость от мнения окружающих.
  • Замкнутость.
  • Потеря контактов с друзьями и семьей.
  • Развитие психологических и психических расстройств.
  • Агрессия и импульсивность, противоправные действия.
  • Трата денег.
  • Проблемы с учебой/работой.

Источник:http://ocmp73.ru/novosti/novosti/4981-tsifrovye-kanikuly-v-chem-opasnost-sovremennykh-gadzhetov-dlya-detej-i-podrostkov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *