
Скрининговый опросник с интерпретацией результатов, «красные флажки» и главные ранние симптомы аутизма.
Памятка по выявлению ранних признаков аутизма у детей.
«Красные флажки» аутизма:
• Ребенок не реагирует на свое имя в возрасте 12-ти месяцев.
• Не использует указательный жест для демонстрации своего интереса (например, указание на пролетающий самолет).
• Не играет в игры понарошку (например, «кормит» куклу) в возрасте 18-месяцев.
• Избегает зрительного контакта и желает быть в одиночестве.
• Испытывает трудности в понимании чувств других людей и в назывании собственных.
• Задержка речи и языковых навыков.
• Повторяет слова и фразы снова и снова (эхолалии).
• Дает несвязные ответы на вопросы.
• Расстраивается от незначительных изменений.
• Имеет навязчивые интересы.
• Совершает частые однообразные движения- хлопает руками, раскачивается или кружится.
• Проявляет необычные реакции на звуки, запахи, вкусы, внешний вид или тактильные ощущения.
Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации – главные симптомы аутизма.
Нарушения социального взаимодействия: нарушенный глазной контакт, нарушение совместного внимания и способности к двустороннему взаимодействию.
Нарушения в области коммуникации:
- Задержка развития речи и неречевых форм коммуникации: • Оперирование руками других людей.
• Развитая речь не используется для коммуникации (например, ребенок знает много слов, но не обращается к взрослым, а просто называет то, что видит).
• Эхолалии, цитирование диалогов из мультфильмов, стихов. - Задержка развития понимания речи и восприятия обращений:
• Ребенок не реагирует на имя.
• Ребенок к 14–16 месяцам не выполняет простые инструкции (из одного действия).
• Ребенок не показывает по просьбе на предметы или на части тела к 16–18 месяцам. - Нарушение прагматической стороны речи – умения использовать речь для общения с другими:
• Использование эхолалий в качестве ответов («хочешь печенье?» — «хочешь печенье»)
• Повторы фраз из мультфильмов или книг.
• Сложности в поддержании диалога (ребенок не отвечает на вопросы, говорит монологом).
ВАЖНО!
Выявление расстройств аутистического спектра (РАС) у ребенка – это тяжелый момент в жизни его семьи, но установление диагноза чрезвычайно важно для
планирования дальнейших действий. Диагностировать РАС возможно в возрасте от полутора до двух лет. Чрезвычайно важен вовремя поставленный диагноз —
это даст возможность быстрее начать раннюю помощь, что улучшит прогноз в отношении развития ребенка с РАС и адаптации его к жизни в обществе.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это клинически группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
В настоящее время наиболее эффективным и изученным скрининговым инструментом для оценки рисков РАС у ребенка от 16 до 36 месяцев I уровня является опросник M-CHAT (Модифицированный список контрольных вопросов для выявления аутизма у детей).
Скрининг состоит из 20 вопросов, на которые может отвечать как родитель, так и любой другой взрослый, близко общающийся с ребенком.
Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Если данное поведение проявлялось редко (Вы видели это всего 1-2 раза) отметьте, что ребенку это не свойственно.
- Нравится ли ребенку, когда его качают на руках, коленях?
- Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
- Любит ли ребенок карабкаться по предметам как по ступенькам?
- Любит ли ребенок играть в прятки?
- Играл ли когда-нибудь ребенок понарошку, например, говорил по телефону или качал куклу?
- Использует ли ребенок указательный палец, чтоб указывать или просить чего-то?
- Использует ли ребенок указательный палец, когда показывает, проявляет интерес к чему-либо?
- Может ли ребенок соответствующим образом играть с мелкими игрушками (машинками, кубиками), не просто засовывая их в рот, вертя в руках или раскидывая?
- Приносил ли когда-нибудь Вам предметы, чтобы что-то показать?
- Может ли ребенок смотреть Вам в глаза более 1-2 секунд?
- Проявлял ли ребенок когда-нибудь сверхчувствительность к звукам (закрывая уши)?
- Улыбается ли Вам ребенок или в ответ на Вашу улыбку?
- Имитирует ли ребенок то, что Вы делаете (например, выражению Вашего лица)?
- Окликается ли ребенок на свое имя, когда Вы его зовете?
- Если Вы укажете на игрушку в комнате, посмотрит ли он на нее?
- Может ли ребенок ходить?
- Посмотрит ли ребенок на предметы, на которые посмотрите Вы?
- Совершает ли ребенок необычные движения пальцами у своего лица?
- Пытается ли ребенок привлекать Ваше внимание к тому, что он делает?
- Не возникало ли у Вас ощущение, что ваш ребенок имеет нарушения слуха (глухой)?
- Понимает ли ребенок то, что говорят другие люди?
- Бывает ли так, что ребенок увлечен чем-то чего не существует или бесцельно бродит по комнате?
- Смотрит ли ребенок на Ваше лицо, чтобы проверить Вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то незнакомым?
Интерпретация результатов M-CHAT:
Обработка: дети, получившие более 3 баллов по шкале, попадают в группу риска.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это клинически группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
В настоящее время наиболее эффективным и изученным скрининговым инструментом для оценки рисков РАС у ребенка от 16 до 36 месяцев I уровня является опросник M-CHAT (Модифицированный список контрольных вопросов для выявления аутизма у детей).
Скрининг состоит из 20 вопросов, на которые может отвечать как родитель, так и любой другой взрослый, близко общающийся с ребенком.
Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Если данное поведение проявлялось редко (Вы видели это всего 1-2 раза) отметьте, что ребенку это не свойственно.
- Нравится ли ребенку, когда его качают на руках, коленях?
- Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
- Любит ли ребенок карабкаться по предметам как по ступенькам?
- Любит ли ребенок играть в прятки?
- Играл ли когда-нибудь ребенок понарошку, например, говорил по телефону или качал куклу?
- Использует ли ребенок указательный палец, чтоб указывать или просить чего-то?
- Использует ли ребенок указательный палец, когда показывает, проявляет интерес к чему-либо?
- Может ли ребенок соответствующим образом играть с мелкими игрушками (машинками, кубиками), не просто засовывая их в рот, вертя в руках или раскидывая?
- Приносил ли когда-нибудь Вам предметы, чтобы что-то показать?
- Может ли ребенок смотреть Вам в глаза более 1-2 секунд?
- Проявлял ли ребенок когда-нибудь сверхчувствительность к звукам (закрывая уши)?
- Улыбается ли Вам ребенок или в ответ на Вашу улыбку?
- Имитирует ли ребенок то, что Вы делаете (например, выражению Вашего лица)?
- Окликается ли ребенок на свое имя, когда Вы его зовете?
- Если Вы укажете на игрушку в комнате, посмотрит ли он на нее?
- Может ли ребенок ходить?
- Посмотрит ли ребенок на предметы, на которые посмотрите Вы?
- Совершает ли ребенок необычные движения пальцами у своего лица?
- Пытается ли ребенок привлекать Ваше внимание к тому, что он делает?
- Не возникало ли у Вас ощущение, что ваш ребенок имеет нарушения слуха (глухой)?
- Понимает ли ребенок то, что говорят другие люди?
- Бывает ли так, что ребенок увлечен чем-то чего не существует или бесцельно бродит по комнате?
- Смотрит ли ребенок на Ваше лицо, чтобы проверить Вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то незнакомым?
Интерпретация результатов M-CHAT:
Обработка: дети, получившие более 3 баллов по шкале, попадают в группу риска.
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Да
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Нет
- Да
- Нет
- Да
- Нет
- Да
- Да
Интерпретация результатов M-CHAT:
Для наблюдения:
- Поддерживает ли зрительный контакт.
- Проявляет ли ребенок интерес к тому, на что врач покажет.
- Правильно ли играет с игрушкой: девочка берет куклу поет чаем из чашки, мальчик катает машину – едет.
- Когда врач говорит «Где свет?», ребенок смотрит на врача, потом указывает на свет указательным пальцем.
- Может ли поставить друг на друга кубики.
Интерпретация результатов M-CHAT:
Для наблюдения:
- Поддерживает ли зрительный контакт.
- Проявляет ли ребенок интерес к тому, на что врач покажет.
- Правильно ли играет с игрушкой: девочка берет куклу поет чаем из чашки, мальчик катает машину – едет.
- Когда врач говорит «Где свет?», ребенок смотрит на врача, потом указывает на свет указательным пальцем.
- Может ли поставить друг на друга кубики.