День борьбы с буллингом

4 мая ежегодно отмечается Всемирный день борьбы с буллингом, утверждённый ООН.
Буллинг (травля, запугивание) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (класс, группа) со стороны другого, либо группы лиц.

Детский психиатр Шевалдов Михаил Михайлович рассказал о мифах, связанных с буллингом.

Миф №1: Нападкам подвергаются дети из определённых социальных групп.
Ответ:  Это не так. Буллингу подвержены дети из любых социальных слоёв и групп.
Коллектив или инициатор травли может выбрать объектом как отличника, так и двоечника, как ребёнка из богатой, так и бедной семьи. Стиль одежды и увлечения, внешние и физические способности тоже могут быть разными и являться одной из причин травли.

Миф №2: Для буллинга нужна конкретная причина.
Ответ:  Как следует из первого ответа, обидчик может найти причину во всём.
Его цель самоутвердиться за счёт окружающих, вывести другого ребёнка на эмоции, спровоцировать, выставить в неприглядном свете (ябеда, плакса, слабак, аутсайдер).
Если ребёнок изменит свой стиль, поведение или увлечения – обидчик примет это на свой счёт, как ещё одну победу – и продолжит манипуляции.

Миф №3: Дети разберутся сами.
Ответ: Если конфликт случился однократно или продолжается короткое время после какого-то значимого случая (драка, обида) – дети действительно могут разобраться и помириться сами. НО если конфликты и нападки становятся регулярными, вплоть до ежедневных, к ним привлекаются сторонние участники (остальной класс), происходит порча вещей, угрозы или применение физической силы – необходимо вмешаться взрослым.

Миф №4: Серьёзный разговор со взрослым испугает обидчика.
Ответ: действительно, в ряде случаев, это может помочь, но может сыграть и в обратную сторону, на усиление травли (ведь родитель или старший брат/сестра не всегда рядом).
В решении любых детских конфликтов имеется строгое правило: взрослые говорят со взрослыми или взрослые говорят с детьми в присутствии их родителей (представителей).

Миф №5: Силой можно решить всё.
Ответ: Это решение может нести временный характер, спровоцировать обидчика на ужесточение травли или же привести к неожиданным последствиям (нанесение тяжких травм обидчику в порыве злости и аффекта).

Миф №6: Не надо напоминать ребёнку о травле и говорить с ним об этом.
Ответ: Беседы и вопросы могут нести дискомфорт, но и от него надо избавляться, чтобы проблема “не варилась” внутри. Спрашивайте своего ребёнка не только об учёбе, а о его мыслях, эмоциях и переживаниях. Интересуйтесь его мнением о ситуации, и о том, что он планирует делать дальше. Не ругайте, не смейтесь, не упрекайте – по возможности дайте советы и предложите помощь. Если испытываете затруднение – обратитесь к психологу.

Миф №7: Буллинг (не)/влияете на дальнейшую жизнь.
Ответ: всё зависит от эмоциональных ресурсов организма, поддержки окружающих и длительности травли.
Порой учителю достаточно провести беседу с классом, встретиться с родителями обидчика – и проблема решится. В другом случае достаточно перехода в параллельный класс или соседнюю школу. НО если травля продолжается долгое время, начинаются психофизиологические изменения: появляется нервозность, пониженная самооценка, риск депрессии, суицидальные мысли и намерения, неправильно закладывается характер и отношения к людям.
Ребёнок сживается с ролью “жертвы”, в любом новом, даже дружелюбном коллективе боится общаться, проявлять инициативу, заводить знакомства, напрасно ожидает подлости и агрессии.

Миф №8: Буллинг – это только драки и насилие.
Ответ: в большинстве случаев буллинг наоборот, не несёт серьёзного физического вреда, а проявляется в психологическом (моральном) насилии. Насмешки, обзывательства, распускание слухов, вымогательство, порча и кража вещей. Последние 15 лет активно используется кибербуллинг в соцсетях. Спам атаки, рассылки личных контактов в сомнительные и опасные группы, создание фото и видеоколлажей, фейковых страниц с оскорбительным контентом от лица пострадавшего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *